В марте 1814 г. Наполе­он был разбит в сражениях при Арси-сюр-Об и Фер-Шампенуазе. После первого сражения 30-тысячная армия Наполеона была отброшена за реку Об. 13 (25) марта произошло знаменитое сражение у Фер-Шампенуаза, селения на дороге из Витри в Париж, в котором русская конница обеих союзных армий разбила корпу­са маршалов Мармона и Мортье, а конница Силезской армии совершенно уничтожила две французские дивизии, сопровождавшие обоз боеприпасов и продовольствия для Наполеона, шедшие из Монмираля в сторону Витри.

Главную роль в этих сражениях сыграла русская армия. Хочется подчеркнуть, что особенный ужас на французов наводили казаки, которых Наполеон называл «лучши­ми лёгкими войсками в Европе». Таким образом, план французского императора пройти между армиями Блюхера и Шварценберга к северо-восточным крепостям, с расчётом деблокировать французские гарнизоны, и, тем самым, значительно усилить армию, а затем, угрожая тыловым коммуникациям союзников, принудить их к отступлению, провалился.

Утром 13 марта 1814 г. авангард под командованием генерал-лейтенанта графа Палена П.П. наткнулся на войска Мармона и Мортье, общей численностью до 17 тыс. человек (около трети – кавалерия), при 68 орудиях. Французские корпуса шли на соединение с армией Наполеона. У Палена на тот момент было 8 тыс. сабель, правда к полудню подошли ещё 4 тыс. всадников при 60 конных орудиях.

Несмотря на сильный огонь, который открыла французская пехота, Пален решил атаковать противника. Но Мармон боя не принял, а отвёл свои войска под прикрытием небольшого арьергарда к деревне Соммес, где дождался подхода корпуса Мортье. Оценив невыгодность своей позиции, оба маршала отвели свои корпуса к Фер-Шампенуазу. Здесь сражение продолжилось.

Сражение при Фер-Шампенуазе, худ В. Тимм, 1839 г.

Русские гусарские полки и 2-я Кирасирская дивизия под командованием генерал-лейтенанта Кретова Н.В. атаковали левый фланг противника. Кавалерия принца Адама Вюртембергского атаковала французский центр, а австрийские гусары и кирасиры действовали на правом фланге.

Французская артиллерия обстреляла австрийских кирасир, а затем им во фланг ударила  кавалерия противника. Австрийцы начали отступать, но эскадроны русской гвардейской легко-кавалерийской и 1-й Кирасирской дивизий Депрерадовича Н.И. поддержали союзников: прорвались в тыл французам и остановили натиск французской конницы.

В то время, когда конница Главной армии сражалась с войсками Мармона и Мортье, тогда конница Силезской армии в 7-ми вер­стах севернее дралась с французскими дивизиями генералов Пакто и Аме – всего 6 тыс. человек при 16 орудиях.

Барон Корф Ф.К., начальник авангарда корпуса Ланжерона А.Ф., имея всего 2 тыс. сабель и 4 орудия, атаковал в 2 часа дня эти дивизии, дравшиеся с большим мужеством. Атака была поддержана и развита конницей генерала Васильчикова И.В., а государь Александр I лично привел сюда часть конницы Главной армии. Обе фран­цузские дивизии были изрублены, русскому императору, въехавше­му в самую сечу, едва удалось прекратить резню.

Части Мармона и Мортье получили приказ отступать, и когда войска дошли до деревни Ленхарс, вновь началась ожесточённая кавалерийская схватка. В бою отличились Кавалергардский и лейб-гвардии Кирасирский полки. В жаркой схватке французы не выдержали и поспешно отступили к деревне Коннатре.

В это время погода резко ухудшилась: поднялся ветер и начался сильный дождь. Ружья намокли, и французская пехота уже не могла вести огонь — отбивалась только штыками. Русские кавалеристы прорвалась в два каре и изрубили пехоту противника. Французы бросили почти всю артиллерию и устремились к селению. Бой продолжался до 3-х часов дня.

Ливень кончился, французы смогли отбить несколько атак союзников. Но со стороны Шалона вдруг послышалась канонада. Они решили, что это приближается им на помощь Наполеон и неожиданно перешли в наступление, которое закончилось для французов неудачно. Кроме этого, появление отряда генерала Сеславина А.Н., вновь заставило противника отступить к Фер-Шампенуазу.

Здесь неприятель получил подкрепление, к нему присоединился 9-й полк тяжелой кавалерии, прибывший из Фер-Шампенуаза. Контратакой 400 всадников французы остановили наступление союзников. В это время Мортье и Мармон собрали свои части и подготовились к обороне. Войска построились в две линии: пехота на левом фланге в батальонных колоннах, кавалерия — на правом.

Около 4-х часов дня в Фер-Шампенуаз  приехал император Александр I. К окружённым французам союзные монархи послали парламентёров с предложением сдаться в плен. Однако противник отказался, союзники атаковали неприятеля со всех сторон. Французы были опро­кинуты и окончательно разбиты.

«На трубах и штандартах нашей конницы сияет слава двух особенно красивых побед. Первая — это день 14-го августа — когда русская кавалерия своим сокрушитель­ным налетом загнала армию Макдональда в бурные волны Кацбаха! Второе дело — Фер-Шампенуаз, где наша конни­ца, действуя совершенно самостоятельно, без всякой под­держки пехоты, изрубила два французских корпуса и где Император Всероссийский, как простой эскадронный ко­мандир, врубился в неприятельский строй. Калишский подвиг петровских драгун через сто лет был повторен кавалерией Императора Александра Павловича». (Керсновской А.А. «История русской армии» т. 1, с. 293, М., «Голос», 1992 г.).

Разбитые корпуса Мортье и Мармона с 7-ю орудиями отступили к Парижу. Всего при Фер-Шампенуазе у союзников в сражении участвовало 16 тыс. кавалерии, из них 12 тыс. русской конницы при 94-х орудиях, которая потеряла до 2 тыс. человек, но разгромила 23 тыс. французского войска с 84-мя орудиями. Георгиевскими трубами за  Фер-Шампенуаз были награждены лейб-гвардии Конный, лейб-гвардии Драгунский и лейб-гвардии Уланский полки.

Наполеоновская армия лишилась 11 тыс. человек, из них свыше 9 тыс. пленными, а также 75 орудий. Через несколько дней 170-тысячная армия союзников стояла под стенами французской столицы.