Получив ощутимый удар 17 января в сражении при Бриенне, Блюхер был вынужден отступить под защиту Главной армии союзников под командованием австрийского фельдмаршала Шварценберга. Наполеон отступающего Блюхера не преследовал, и он занял позицию при Транне. Уже через три дня, 20 января 1 (февраля) 1814 г., соединенные силы атаковали Наполеона у Ла-Ротьера и нанесли тя­желое поражение отборным фран­цузским войскам, заставив их отступить.

20 января, рано утром, к Транну прибыли государь Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Командование сражением было возложено на прусского фельдмаршала Блюхера. В этот день бой при Ла-Ротьере продолжался 12 часов. Со стороны союзников в нём участвовало 72 тыс. русско-прусско-французского войска, против 40 тыс. у Наполеона. Русских в этом деле участвовало до 27 тыс. Резервами союзников командовал генерал от инфантерии Барклай-де-Толли М.Б.

На левом фланге союзников действовал 14-тысячный австрийский корпус под командованием генерала И. Гиулая. В центре наступали неукомплектованные русские корпуса под командованием генерала от инфантерии Остен-Сакена Ф.В.: 6-й пехотный корпус князя Щербатова А.Г., 9-й корпус Олсуфьева З.Д., 11-й корпус Ливена И.А., конница генерала Васильчикова И.В. В начале сражения корпус Олсуфьева составлял резерв князя Щербатова и генерала Ливена.

На правом фланге наступал 12–тысячный отряд принца Е. Вюртембергского и 26-тысячный австро-баварский корпус под командованием генерала К.-Ф. Вреде. В резерве, позади Транна, под командованием Цесаревича Константина Павловича, находились русские гренадеры, 2 и 3-я кирасирские дивизии и гвардейские полки.

Первый удар было решено нанести по левому французскому флангу, который защищал 7-тысячный корпус маршала Мармона. Цель этого удара – прижать противника к реке и опрокинуть. Согласно диспозиции для атаки были направлены: Гиулай — на Диенвиль, принц Вюртембергский — на Ла-Жибри, Остен-Сакен — на Ла-Ротьер, а Вреде — на Мервилье.

На правом французском фланге деревню Диенвиль оборонял корпус генерала Жерара, численностью до 7 тыс. человек, а в центре, деревню Ла-Ротьер защищал 6-тысячный корпус маршала Виктора. За Ла-Ротьером расположился сам Наполеон с кавалерией и гвардией.

Успешной атаке корпуса Остен-Сакена способствовала артиллерийская подготовка. Здесь отличился начальник артиллерии корпуса Остен-Сакена генерал-лейтенант Никитин А.П. Он приказал усилить запряжку 36 орудий, с которыми артиллеристы выехали на близкое расстояние к позиции противника и открыли прицельный огонь. Французские кавалеристы пытались отбить батарею. Подпустив французских драгун на близкое расстояние, артиллеристы открыли картечный огонь и отразила атаку. В сражении при Ла-Ротьере Никитин получил контузию в ногу.

Генерал Щербатов ударил по центру позиции противника, защищаемой 28 орудиями, а 3-я гусарская дивизия Ланского в это время атаковала неприятельскую конницу и опрокинула ее, но при преследовании французы сумели отбиться. Конница Васильчикова, к которой в подкрепление подошли гусары Панчулидзева А.А., отбросила французскую кавалерию. В центре французы были смяты, кавалеристы захватили 24 орудия.

Наполеон ввёл в бой за Ла-Ротьер Молодую гвардию под командованием маршала М. Нея. К 7 часам вечера вместе с корпусом генерала Остен-Сакена в атаку пошёл и корпус Олсуфьева. Блюхер ввёл в бой за Ла-Ротьер и 2-ю гренадерскую дивизию под командованием генерал-лейтенанта Паскевича И.Ф., а также австрийские войска. В результате чего союзные войска овладели селением Ла-Ротьер, к глубокому вечеру правое крыло французской армии было опрокинуто.

Для облегчения отступления к Бриенну, Наполеон через некоторое время послал маршала Н. Удино с гвардейской дивизией вновь занять Ла-Ротьер. В начале французы имели успех, опрокинули переднюю колонну русских, но вынуждены были отступить, атакованные войсками генерала Олсуфьева и гренадерской дивизией. До 9 часов вечера противник пытался овладеть Ла-Ротьером, но безуспешно.

В начале сражения принц Вюртембергский овладел селением Ла-Жибри. После успеха русских на левом фланге при поддержке баварцев овладел селением Пети-Мениль, захватив 9 орудий противника. Не менее успешно действовал и Вреде, который отбил у противника 13 орудий и приступом захватил деревню Шомениль. Таким образом, центр французов был прорван, а левое крыло – опрокинуто.

Наполеон потерял надежду удержать позицию и отдал приказ об отступлении. Желая скрыть его, император выделил часть резервов на подкрепление левого крыла, а сам с остальной частью войск, уже при лунном свете, повёл свои части в новую атаку на Ла-Ротьер. Но эта попытка успеха не имела.

Около полуночи, после 6 приступов, Гиулаю удалось взять Диенвиль. Французы упорно сражались, проиграв бой у Ла-Ротьера, Наполеон ушел с такой быстротой, что в главной квартире союзников вначале и не знали, куда он направился. Темнота и сильный снегопад не позволили союзникам начать преследование противника.

Французы отошли на Труа, а союзники плодами победы не воспользовались. Шварценберг очередной раз проявил медлительность и не решился двинуться туда же. Таким образом, разбитая французская армия могла спокойно восстанавливать силы и 10 февраля атаковала корпус генерала Олсуфьева, находившийся на марше в отдалении от армии Блюхера.  В сражении при Ла-Ротьере урон союзной армии составил 4,6 тыс. человек, из них 3 тыс. русских, французы потеряли 6 тыс. войска, их них 2 тыс. пленными, и 63 орудия.