Изгнание наполеоновских войск из России еще не означало окончательного завершения войны, так как это не было достаточ­ной гарантией против повторения французской агрессии. Дело в том, что у Наполеона в Западной Европе имелись достаточные силы, и он активно приступил к их организации для продолжения борьбы. Победа 1812 г. могла быть закреплена только в Запад­ной Европе.

Наполеон I никогда бы не смог примириться с разгромом в России в 1812 г. Через год или два он вновь собрал бы войска подвластной ему Европы и снова повторил бы нашествие — причем, конеч­но, постарался бы избежать прежних ошибок.

Однако, по мнению фельдмаршала Кутузова и других высших русских чинов, с изгнанием «Великой армии» из России война должна была закончиться, и нам не стоило вмешиваться в дела европейских государств. «Воротимся с рылом в крови», — говорил Кутузов М.И.

Поход русской армии за границу был настоятельной государственной необходимо­стью. Император Александр I пожелал навсегда покончить с источником агрессии, взяв на себя благородную, но весьма неблагодарную роль спасителя Европы.

Портрет Кутузова М.И.

Военная кампания 1813 г. началась 1 (13) января 1813 г., когда русская армия под командованием Кутузова М.И. перешла реку Неман и вступила в герцогство Варшавское. Надо учитывать, что силы нашей армии в тот момент были серьезно ослаблены из-за интенсивного преследования «Великой армии». Русские войска не меньше французов страдали от холода и недостатка продовольствия.

Преследование наполеоновской армии нам дорого стоило. Выступив из Тарутина с 97 тыс. войска, Кутузов привел после двухмесячного похода на границу всего 40 тыс. До двух третей своего состава русская армия потеряла отставшими, заболевшими, убитыми, ранеными и т. д., причём убитыми – только пятую часть. Из 620 орудий было довезено лишь 200. Россия насущно нуждалась в реальных союзниках, с помощью которых ее армия смогла бы окончательно завершить борьбу с Наполеоном.

Целью зимнего похода ставилось уничтожение фланговых французских корпусов Макдональда в Пруссии и австро-саксонцев в Польше, а также привлече­ние Пруссии на нашу сторону. Так и получилось, первой к победившей России примкнула Пруссия, изменившая альянсу с Бонапартом. Под влиянием успехов русских войск ко­мандир прусского корпуса бывшей Великой армии генерал Йорк повер­нул оружие против французов.

Прусская армия объявила о прекращении военных действий против русских войск. По всей Германии развернулось народное движение против окку­пантов. В тылу французских войск действовали партизанские отряды, которые наносили ощутимые потери французской армии. Одним из них командовал русский офицер Фиг­нер А.С., погибший осенью 1813 г.

Особенно удачен был рейд партизанского отряда под командованием генерал-майора Чернышева А.И. 13 марта на Люнебург. У Чернышева было в этом деле 4100 человек. Занимавшая Люнебург французская дивизия в 4,5 тыс. человек была истреблена полностью. Наш урон составил всего 300 человек, французов было перебито 2200, а остальные 2300 при 3-х зна­менах и 11-ти орудиях были взяты в плен.

6 (28) февраля в г. Калише, в ставке императора Александра I между Россией и Прус­сией был подписан договор о мире, дружбе и, что самое главное, о совместных военных действиях в борьбе против Напо­леона.

К весне 1813 г. значительная часть Польши была осво­бождена от наполеоновских войск. Русская армия под коман­дованием Кутузова М.И. вступила на территорию Пруссии, а затем 27 февраля захватила Берлин.

В марте — апреле 1813 г. союзная рус­ско-прусская армия освободила от французов почти всю Пруссию и всту­пила в Саксонию, заняв 15 марта саксонскую столицу Дрезден. В это же время груп­пировка русских войск под коман­дованием Барклая-де-Толли взяла крепость Торн — важнейший оплот французов в Польше.

В апреле в Бунцлау умер Ми­хаил Илларионович Кутузов. К тому времени Напо­леон за счет новых мобилизаций собрал почти 200-тысячную армию — частью из необученных рекрутов, численно в два раза превосходив­шую действовавшие против него союзные войска.

В короткие сроки императору удалось поста­вить под ружьё почти всё мужское население Франции, включая подро­стков. Но во всей этой армии было всего 8 тыс. кавалерии — вся знаменитая конница Мюрата погибла в России.

Вскоре русско-прусские войска потерпели ряд поражений. Вместо Кутузова командование союзными войсками принял не столь даровитый полководец — генерал от кавалерии Витгенштейн П.Х. Кроме этого, положение нового главнокомандующего было не из легких. Под его начальством оказались старшие его корпусные командиры — Барклай де Толли, Цесаревич Константин Павлович, Блюхер. Витгенштейн не имел перед ними достаточного авторитета.

Стремясь разбить наполеоновскую армию по частям, 20 апреля (2 мая) союзники атаковали под Лютценом корпус маршала Нея. Причём на поле битвы присутствовали оба монарха: император Александр I и король Пруссии Фридрих Вильгельм III, с которыми главнокомандующему постоянно приходилось согласовывать свои действия.

На помощь маршалу Нею вовремя подоспел французский император со своими главными силами. Лично возглавив контратаку, Наполеон сумел расколоть линии союзников, угрожая им обходом с фланга. Ночью союзные войска отступили. Эта была первая крупная победа французов в кампании 1813 г., укрепившая боевой дух наполеоновской армии и позволившая ей вновь захватить Саксонию.

Следующее сражение между Наполеоном и объединённой русско-прусской армией, в котором Наполеон вновь победил, произошло 20-21 мая 1813 г. под Бауценом, в 40 км от Дрездена. 60-тысячный отряд под командованием маршала Нея Наполеон послал в обход союзной армии с севера, чтобы выйти ей в тыл. А сам во главе остального войска форсировал в нескольких местах р. Шпрее и выбил союзников из Бауцена.

Однако окружения не получилось, благодаря стойкой обороне русских частей под командованием генералов Барклая-де-Толли М.Б. и Ланского и своевременном отводе Витгенштейном армии за р. Лебау. Кроме этого, Ней не выполнил диспозиции, увлекшись частными боя­ми, и тем самым спас армию союзников от катастрофы. Союзники отступили в Верхнюю Силезию. После второго подряд неудачного сражения государь Александр I назначил нового главнокомандующего, им стал генерал от инфантерии Барклай-де-Толли.

После сражения у Бауцена 23 мая (4 июня) 1813 г. было заключено в Плесвице перемирие, что явилось стратегической ошибкой Наполеона. В военных действиях на­ступила двухмесячная пауза и развернулась дипломатическая борьба. Однако наполеоновская дипломатия, проявившая неуступчи­вость, не смогла предотвратить присоединения к 6-й антифранцузской коалиции в составе России, Англии, Пруссии ещё Авс­трии и Швеции.

Австрийский канцлер Меттерних по поручению союзников предложил Наполеону следующие условия мира: отказ Франции от завоеванных территорий — Голландии, Швейцарии, Испании, Рейнского союза и большей части Италии. Наполеон отклонил эти условия. Французский император решил сражаться до конца.

Он заявил Меттерниху, выступившему посредником: «Ваши повелители, рожденные на тронах, могут двадцать раз разрешить себе быть битыми и все же вернуться в свои столицы. Я не могу, потому что я солдат, проходимец. Моя власть не переживет меня, когда я перестану быть сильным и, следовательно, возбуждающим страх».

продолжение