Первая встреча Суворова А.В. с Румянцевым П.А. произошла еще во время Семилетней воины. Уже в то время генерал-майор Румянцев от­метил выдающиеся способности молодого командира кавалерий­ского полка, а сам он в той войне отличился в сражениях под Гросс-Егерсдорфом и Кунерсдорфом, а затем захватил мощную крепость Кольберг.

В своих действиях Румянцев опирался на стратегию мобильной войны, по которой упор был сделан не на осаду и взятие крепостей, а на ведение маневренной войны. В дальнейшем эта стратегия была развита Суворовым – гениальным его учеником и соратником.

Более близкие связи между Румянцевым и Суворовым наметились во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., которую России навязала Османская Турция.

Кунерсдорфское сражение

Этому способствовала сложившаяся международная обстановка. Государства, участвовавшие в войне, — Франция, Пруссия и Австрия — вышли из Семилетней войны значительно ослабленными. Бывшие союзники России — Австрия и Франция — превратились в ее против­ников. Не желая дальнейшего усиления России и особенно ее вы­хода в Черное море, Франция выступила с идеей «Восточного барьера» против России, в который вошли бы Турция, Польша и Швеция. Однако ни Швеция, ни Польша были не в состоянии ве­сти активную борьбу с Россией. Оставалась одна Турция, которая была готова начать войну. На войну с Россией толкала Турцию также и Австрия.

В противовес «Восточному барьеру» Россия стремилась создать так называемый «Северный аккорд», или «Северную систему», в которую предполагалось вовлечь Пруссию, Англию, Данию, Польшу и Швецию. Однако идея «Аккорда» не была осуществлена. На свою сторону России удалось привлечь только Пруссию, союз с которой сыграл немаловажную роль. С Англией же и Данией были заклю­чены торговые договоры.

Суворов А.В., неизв. худ. 1-я четверть XIX в.

Таким образом, русскому правительству удалось не допустить создания антирусской коалиции во время назревающего конфлик­та с Турцией. Поводом для выступления последней против России явились события, развернувшиеся в Польше после Семилетней войны. В 1763 г. умер польский король Август III, не оставив­ший наследника. В стране началась борьба между отдельными группировками. Русское правительство поддерживало кандидатуру Станислава Августа Понятовского, который и занял польский престол.

Однако недовольные магнаты объединились в 1768 г. в особую конфедерацию и начали борьбу против Понятовского, который обратился за помощью к Екатерине II. В ответ конфеде­раты заключили союз с Турцией и обратились за помощью к Австрии и Франции. Вспыхнувшие военные действия осложни­лись антифеодальными выступлениями украинского крестьянст­ва. Это обстоятельство затянуло завершение борьбы с конфеде­рацией.

Поскольку главные силы русской армии действовали против Турции, то для войны в Польше была направлена сравнитель­но незначительная часть войск под командованием генерал-пору­чика Нуммерса И.П. В его корпус входила также брига­да, включающая Суздальский, Смоленский и Нижегородский полки. Командиром бригады в 1768 г. был назначен Суворов А.В., который незадолго до этого был произведен в бригадиры.

Наиболее важные успехи в действиях против конфедератов были достигнуты в боях под Ландскроной, Замостьем и Столовичами. За достигнутые успехи Суворов был в начале 1770 г. произведен в генерал-майоры. Однако его не удовлетворяла дея­тельность в Польше. Он рвался на Балканы, где в это время Ру­мянцев достиг крупных успехов в войне против турок.

Объявляя войну России, турецкое правительство надеялось на быстрое её окончание. Для этого у него были некоторые осно­вания. Для ведения войны с Россией было мобилизовано до 400 тыс. человек. Турецкий флот господствовал на Черном море. Россия выставила против Турции две армии общей численностью до 120 тыс. человек и Балтийский флот, который получил задачу обойти Европу, выйти в Средиземное море и блокировать Кон­стантинополь с юга. Кроме того, намечалось послать крупный отряд для действий в Закавказье. Русское правительство рассчи­тывало на выступление народов Балкан против турецких угнетателей.

В 1773 г. основные военные действия развернулись на Дунае, где и действовала армия Румянцева, численностью около 50 тыс. чел. По настоянию императрицы Екатерины II,  чтобы склонить Турцию к миру, фельдмаршал Румянцев предпринял наступление на правом берегу Дуная. Во главе 13-тысячного войска он разбил нападавшие на него турецкие войска. Однако, трезво оценив обстановку, Пётр Александрович не стал рисковать и вернулся обратно.

После успеха в Польше генерал-майор Суворов А.В. прибыл на Балканы. Здесь в 1773 и 1774 гг. он выиграл несколько важных сражений, развив предыдущий успех Петра Александровича Румянцева под Ларгой и Кагулом. 10 мая 1773 г. при атаке крепости Туртукай Суворов получил контузию, но продолжал командовать войсками. Румянцеву он отправил донесение в стихах: «Слава Богу, слава Вам; Туртукай взят, Суворов там».

Надо отметить, что Румянцев добился создания в каждом полку егерских команд, которые были вооружены нарезными ружьями — штуцерами. Егерские батальоны имели на вооружении вместо шпаг – ножи, их снаряжение было максимально облегчено, а обмундирование способствовало надёжной маскировке. Егерские команды предназначались для поражения неприятеля точным ружейным огнем, обычно из засад.

В поиске на Туртукай Суворов применил колонны в сочетании с рассыпным строем егерей, что впервые использовал Румянцев под Кольбергом. Затем Суворову сопутствовал успех в битве у села Козлуджа, где его авангард атаковал главные силы турецкой армии. Сочетая батальонные каре с рассыпным строем егерей, Суворов смял и отбросил передовой отряд турок, а сам бесстрашно возглавил атаку кавалерии.

Победа при Козлуджи решила участь кампании 1774 г. В начале июля турецкая сторона выступила с предложением начать мирные переговоры. Надежды Турции на серьезную помощь извне к тому времени окончательно рассеялись. Австрия отказала султану в обещанной дипломатической и военной поддержке. Франция ограничилась посылкой денег и инструкторов к конфедератам, отряды которых оказались неспособны серьезно повлиять на ход войны.

Хочу подчеркнуть, что Суворов в течение всей жизни испытывал к Румянцеву как к своему учителю почтительности и искреннее уважение.  Суворов и Румянцев были противниками телесных наказаний в войсках. Оба старались совершенствовать русскую армию на основе возобновления традиций русского военного искусства. В воинских частях, подчиненных Румянцеву и Суворову всегда царил настоящий воинский дух и строгая дисциплина.

Объединяло их и творческое отношением к военному делу, хладнокровие, твердость, личная храбрость, знание русского солдата. Их труды значительно повлияли на развитие русского военного искусства в области стратегии, тактики и военного администрирования.

Оба полководца были практически одного возраста (Суворов младше почти на 5 лет). На формирование мировоззрения влияли одни и те же факторы. Сближало их и общее отношение к Французской революции. Суворов враждебно относился к французской «просветительной» философии. Да и Румянцев не увлекался вольтерьянством, не жаловал утопий Руссо и т.д.

Сын Румянцева П.А, Румянцев Н.П.

8 (19)декабря 1796 г. генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский П.А. скончался. Суворов написал такие строки его младшему сыну графу Николаю Петровичу: «Ваше Сиятельство потеряли отца, а Отечество героя! Я ж равно Вам в нем отца теряю…» Император Павел I вступил на престол за месяц до кончины Румянцева П.А.,  он повелел своему двору носить три дня траур по умершему от удара великому русскому военачальнику.

На протяжении всей своей деятельности, с огромной твёрдостью, оба русских полководца, как Румянцев, так и Суворов стремились применить свой военный талант для реорганизации русской армии, укрепления её мощи, создания непобедимой русской армии.

В написании статьи использовалась литература:

 Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.

 Керсновской А.А. «История русской армии» т. 1, М., «Голос», 1992 г.

Ростунов И.И. «Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность», М., Воениздат, 1989 г.