«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека. Лично я заключал доб­рое имя в славе моего отечества и все успе­хи относил к его благоденствию», — писал Суворов А.В.  XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность Су­ворова А.В., был временем складывания нового капиталистического строя. Уже с 60-70-х годов XVIII в. можно говорить о наличии буржуазной системы хо­зяйства в недрах феодально-крепостнического строя.

В то же время вторая половина XVIII в. характеризуется также усилением крепостного права. В результате несоответствия крепостнического строя с ростом производительных сил, в стране обострилась классовая борьба. Крестьянские волнения преврати­лись в Крестьянскую войну, угрожавшую существованию всей кре­постнической системы.

Пришедшая к власти в 60-е годы XVIII в., Екатерина II по­няла необходимость привлечения на свою сторону сторонников продолжения петровских преобразований, не удовлетворенных усилением деспотизма. Екатерина объявила себя сторонницей просвещенного абсолютизма. Она издала указы о борьбе со взяточ­ничеством и ростовщичеством.

Критика пороков феодального общества и крепостнических порядков, а также пропаганда просвещения стали приобретать револю­ционное значение. Русские просветители выдвигали смелые идеи. Они считали, что достижение «всеобщего блага» и утверждение прав человека на свободную жизнь не могут быть осуществлены без уничтожения крепостнической системы.

Центрами прогрессивной мысли в России стали высшие и специальные школы. Это был созданный в 1755 г. Московский университет и гимназия при нём, Сухопутный шляхетский кор­пус, Морской и Инженерный корпуса. При этом нужно учиты­вать, что дворяне получали образование главным образом в воен­ных учебных заведениях.

Копия портрета Суворова с рисунка Шевченко Т.Г.

Грянувшая во Франции революция 1789 г. всколыхнула рус­ское общество. Она произвела огромное впечатление на умона­строения русских людей. Обе выходившие в то время газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» — помещали довольно под­робные корреспонденции из Парижа.

В газетах публиковались наиболее важные постановления Учредительного собрания. В ча­стности, был помещен дословный перевод всех 17 статей Декла­рации прав человека. Громадное влияние на умы россиян оказывали труды Руссо, Гельве­ция, Гольбаха, Монтескье, Дидро и Вольтера.

Среди офицерства начались «недозволенные разговоры» о «французских революциях». В обществе стало известно о пись­ме на имя царицы Стрелевского И.К. и Буйди И.Н., в котором выдвигалось требование о предоставлении свободы народу. Само письмо было озаглавлено «За отечество умереть приятно». Тако­го же характера было дело майора Пассека В.В., который звал «смело злобы цепи разорвать» и сокрушить «горды стены само­державия».

Строительство русской ре­гулярной армии и флота происходило в период укрепления фео­дально-абсолютистского государства. Главной целью военных реформ, проведенных в начале XVIII в., было приспособление армии к новым историческим условиям.

Классовый характер вооруженных сил России прояв­лялся в системе комплектования, организации и боевой подготов­ке. Под влиянием развития производительных сил и производст­венных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII в. проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колоны.

Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны явля­лись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искус­ства, которые обобщались полководцами в уставах и наставле­ниях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобре­тение лучшего оружия и изменение живого солдатского мате­риала.

Конкретным проявлением приведения вооруженных сил в соот­ветствие с требованием времени явились военные реформы, про­веденные во второй половине XVIII в. Румянцевым П.А. и Потемкиным Г.А. Первый ввел в русские войска расчлененные боевые порядки и новый род войск, какими являлись егерские полки, а также положил новые начала организации военной службы.

Второй же реорганизовал русскую конницу и решительно порвал с прусской формой, введенной в армии Петром III. Русская армия была избавлена от париков, кос, неудобных мундиров и множества вещей, солдатский «век сокращавших».

С именем Потемкина связано введение удобной формы (суконной куртки и шаровар, сапог, касок) и короткой стрижки волос. Он боролся с палочной дисциплиной и парадоманией в войсках. Эти нововведения были встречены в армии с энтузиазмом. Потемкин снискал имя защитника солдат. Все это встретило одобрение широких русских армейских офицерских кругов.

Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззре­ние Суворова А.В. – будущего великого русского полководца. Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Ива­нович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I Суворов В.И. состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения.

После смерти Петра I Суворов В.И. в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В пе­риод Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-лейтенанта он занимал пост военного губер­натора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. Суворов В.И. обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содер­жала сочинения по военной истории, инженерному делу и артил­лерии.

Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Зна­комство молодого Суворова с трудами Тюренна, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описаниями походов Алек­сандра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древ­ности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен.

Даже в зрелом возрасте Александр Васильевич придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, — поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, — наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе! Я выбрал Цезаря — альпийские горы за нами… Орлы русские облетели орлов римских».

По существу, Суворов А.В. изучил военную историю и науку пу­тем самостоятельного чтения. Его биограф  А. Петрушевский справедливо отметил, что Суворов «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу». Суворов поражал современников своими глубокими познаниями.

Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил вни­мание сына на необходимость их освоения. В первую очередь мо­лодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем, уже находясь в армии, приобрел знание восточных языков — ту­рецкого, татарского, а также польского, финского и итальянского. Он считал, что необходимо знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.

Большое место в формировании мировоззрения Суворова за­нимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и воен­ные науки.

На взгляды Суворова, несомненно, оказывали влияние прогрессивные идей, процветавшие в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества лю­бителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения».

На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т. д. Отдал дань этим сю­жетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на фи­лософские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александ­ром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых — Кортец и Монтесума». Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.

На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшая­ся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея слу­жения Родине.

Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихий­но-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабаты­ваемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворян­ской знати. Он признавал естественное равенство людей и необ­ходимость просвещения народа.

Он считал служение Отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».

Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостат­ков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смяг­чении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение Отечеству подменялось служением трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола.

Грянувшая во Франции революция 1789 г. потребовала опре­делить отношение к ней и Суворова. Александр Васильевич не принял револю­цию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не при­несла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа.

В то же время Суворов видел, что под влиянием революцион­ных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума». На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, — говорил Суворов, — его члены — долж­ны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности… дабы ему (обществу) долее полезными быть».

В написании статьи использовалась литература:

 «Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.

Ростунов И.И. «Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность», М., Воениздат, 1989 г.