Александр Васильевич Суворов не только самый знаменитый военачальник в российской военной истории, но и один из самых известных полководцев в мире. Замечательный стратег, превосходный тактик, Суворов А.В. был одновременно и мудрым военным воспитателем. В продолжение своей многолетней военной деятельности он воспитал первоклассные кадры высших офицеров русской армии.

Это целая плеяда известных русских полководцев, среди которых: Кутузов М.И., Багратион П.И., Платов М.И., Милорадович М.А. и др. На идеях Суворова были воспитаны: Милютин Д.А., Драгомиров М.И., Скобелев М.Д., Брусилов А.А.

В лице Суворова Россия имела не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила в противоречие с феодаль­но-крепостническим строем, господствовавшим в стране во вто­рой половине XVIII в.

Суворов создал армию, которая могла совершать стремительные переходы, прямо с марша вступала в бой, атаковала с сокрушительной энергией превосходящие силы противника и практически не знала поражений. Эта армия отвечала и требованиям, вытекавшим из реформ Суворова в области тактики: использование рассыпного строя, гибкое маневрирование на поле боя, широкое применение колонн, и др. Опираясь на превосходные кадры русской армии, умея реализовать все скрытые в ней возможности, великий полководец и добился своих замечательных побед.

Памятник Суворову в Москве на Суворовской площади, скульптор Комов О.К.

Памятник Суворову А.В. в Москве на Суворовской площади, скульптор Комов О.К.

Идеи Суворова были развиты в русской армии во второй по­ловине XIX в. генералом Драгомировым М.И., выступившим неутомимым пропагандистом суворовской системы. Он писал: «Суворовская «Наука побеждать» принадлежит к числу тех произведений, в которых может стареть форма, но дух остаётся вечно юным и неизменным, как неизменна нравственная природа человека».

О себе Суворов говорил: «Цари меня хвалили, солдаты любили, друзья мне удивля­лись, враги меня ругали, придворные надо мною смеялись…» Искренняя любовь к русскому солдату, знание солдатской жизни, отеческая забота о здоровье, быте, питании солдат позволили ему всецело овладеть сердцем солдатской массы.

Вариант портрета генералиссимуса Суворова А.В., написанного для фельдмаршальского зала Зимнего Дворца, неизв. худ. (тип Фросте), 1830-е гг.

Вариант портрета генералиссимуса Суворова А.В., написанного для фельдмаршальского зала Зимнего Дворца, неизв. худ. (тип Фросте), 1830-е гг.

С присущим для него аскетизмом, совершенно без всякого насилия над собою, которое очень трудно было бы скрыть от солдатского чутья, Суворов вел жизнь одинаковую с простым рядовым, довольствовался одною с ним пищею и более стойко и равнодушно переносил всякие крайности и лишения.

Он всегда был разговорчив, весел, шутлив; его грубо­ватое, а подчас и циничное балагурство совсем не годилось для балов и салонов, зато было бесценно в лагере, в походе, на биваке. Однако он не допускал панибратства, солдаты ему беспрекословно повиновались, испытывали к нему почтение, уважение и даже страх.

Личное влияние Суворова на войска было наисильнейшим, каждое его слово шло прямо к солдатскому сердцу. И солдаты свято верили в непобедимость своего гене­рала, и вера эта основывалась на неопровержимых, всем известных фактах. Суворов был абсолютно убеждён, что при умелом руководстве русские солдаты являются лучшими в мире.

А солдаты понимали, что полководец всегда заботится о них, что в бою он ведет их кратчайшим и верным путем к победе, что ради этой победы он сам готов без колебаний отдать свою жизнь — и это сознание укрепляло их храбрость и мужество, вселяло в них уверенность в собственных силах.

Интересно, что основные положения «Науки по­беждать» были включены в 1918 г. Лениным В.И. и Свердловым Я.М. в «Книжку красноар­мейца», составленную Высшей военной инспекцией. Последний раздел служебной «Книжки красноармейца» содержал материал, определяющий боевое и политико-моральное воспитание красно­армейцев. «Наука побеждать» изложена в основном близко к тексту высказываний Суворова. Редакционные изменения были сделаны в целях приближения его к задачам РККА того времени и превращались в лозунги-обращения. Привожу этот текст пол­ностью.

«Наука побеждать»:

1. Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.
2. Всякий воин должен понимать свой маневр.
3. Тяжело в учении — легко в походе; легко в учении — тяже­ло в походе.
4. Стреляй редко — но метко, штыком коли крепко.
5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
6. Граждан Республики не обижай. Солдат не разбойник.
7. Три военные искусства: первое — глазомер, второе — быст­рота, третье — натиск.
8. Ученье — свет, неученье — тьма; дело мастера боится.
9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.
10. Негоден тот солдат, кто отвечает: «Не могу знать»… от «немогузнайки» много-много беды.

В «Книжку красноармейца» включены 10 правил-афоризмов под заголовком «Помни».

1. Сам погибай — товарища выручай (а товарищ в беде вы­ручит).
2. Не бойся смерти; тогда, наверное, побьешь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
3. Никогда не отбивайся, а всегда сам бей, одними отбивами врага не одолеешь.
4. Тебе трудно, но и неприятелю не легко  (а начнешь его бить — ему совсем невмоготу станет и скорее пардону  за­просит).
5. Откуда бы враг ни появился, его всегда можно достать либо пулею, либо штыком. Чем сподручнее, тем и бей; а терять голову от того, что враг появился не оттуда, откуда ожидали, а сбоку или сзади, — значит самому лезть к нему в петлю.
6. В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.
7. Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, дер­жись, пока силы есть.
8. Пока идет бой — выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьешь врага — всем сразу легче станет: и раненым и здоровым.
9. Не удалось одолеть врага сразу, лезь на него в другой, тре­тий, четвертый раз и так без конца, пока не одолеешь его (по­тому что и он тебя в покое не оставит до тех пор, пока не до­кончит совсем),
10. С толком, но смело лезь вперед (скорее побьешь врага, и скорее тебе легче станет).

В дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Советское правительство учредило орден Суворова, являющийся одной из высших наград за боевые заслуги перед Родиной. Во время вой­ны были созданы также суворовские училища, в которых осу­ществляется военная подготовка в духе суворовских принципов. Имя Суворова принадлежит нашему народу.

В служении Рос­сии полководец видел главное предначертание своей жизни. «Оставляю свое доброе имя, — писал Суворов, — современникам и потом­ству». Суворов был горячим патриотом, нередко он приводил слова Петра I: «Природа произвела Россию только одну. Она соперницы не имеет».

Военное искусство Суворова далеко опередило его век. Многое из того, что обычно, но ошибочно, относят к поро­ждению опыта войн Наполеона и последующих, является, в сущности, наставлением и образцом Суворова, и жило уже в русской армии задолго до наполеоновских войн. Это и удивительные образцы тактики, и формы нанесения ударов, и вопросы использования огнестрельного оружия и холодного и т.д.

В написании статьи использовалась литература:

 

Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.

 

Ростунов И.И. «Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность», М., Воениздат, 1989 г.