Дурова Надежда Андреевна родилась 17 (29) сентября 1783 г., в Киеве, где в то время был расквартирован гусарский полк, в котором служил ротмистром её отец. Она стала первой женщиной-офицером в русской армии, где её знали под именем Александра Андреевича Александрова, а в обществе её называли кавалерист-девица.

Мать Надежды Дуровой — Надежда Ивановна Александрович — ждала сына и была сильно разочарована, когда родилась дочь. К ребёнку она проявляла жестокость, и даже однажды выбросила маленькую дочку на ходу из окна кареты, поэтому воспитание девочки отец счёл разумным доверить гусару Астахову, а не родной матери.

С детства, играя пистолетом Астахова, размахивая его саблей и ездя в седле вместе с гусаром на его лошади,  Надежда другие игры и забавы не воспринимала: в куклы не играла, отказывалась вышивать, плести кружева, да и к другому рукоделью была не склонна, чем вызывала злость своей матери.

Когда Наде исполнилось 12 лет, отец перешёл на штатскую службу, получив назначение городничим в Сарапул Вятской губернии. Вот где Надежда сполна проявила бесстрашие своей натуры: скакала на едва объезженном черкесском жеребце Алкиде, которого даже конюх опасался, ловко лазала по деревьям, смело прыгала через глубокие канавы и ручьи, могла ночью одна пойти на кладбище…

В 1801 г. в Сарапуле в возрасте восемнадцати лет ее выдали замуж за местного чиновника Василия Чернова, в этом браке она родила сына, которого назвала Иваном. Однако жизнь с мужем не сложилась, и Надежда Андреевна вернулась в отчий дом. Воспитанием сына она занималась мало. Позже Ваня Чернов воспитывался в Петербурге в престижном учебном заведением — Императорском военно-сиротском доме, в который он попал благодаря военным заслугам его матери.

Наконец в 1806 г. Надежда Дурова решилась исполнить свое заветное желание — поступить в военную службу. Сбежав в казацком платье из дома,  она в г. Гродно под именем дворянина Соколова Александра Васильевича поступила в Конно-польский уланский полк.

Дурова Н.А. в военном мундире

Дурова Н.А. в военном мундире

Надежда стойко преодолевала трудности солдатской жизни: могла не спать по нескольку суток, обходиться без еды, быть под обстрелом неприятеля, ночевать в продуваемых шалашах, находиться на марше в любую погоду. Вот только как её однополчане-уланы не могла спать в седле, потому что всё время падала с коня.

22 мая 1807 г. Надежда Дурова впервые участвовала в крупном сражении с французами при Гутштадте, где проявила решительность и спасла поручика Панина из Финляндского драгунского полка, за этот подвиг получила солдатский Георгиевский крест. Дурова участвовала в сражениях при Гейльсберге, Фридланде, где обнаружила редкую храбрость и отвагу, была произведена в корнеты, а затем перевелась в Мариупольский гусарский полк.

В одном из сражений Надежда получила ранение в руку, для осмотра раны ей пришлось снять мундир, так пол ее был узнан. О службе в армии женщины узнал государь Александр I, который отнёсся к Дуровой чрезвычайно милостиво, даже назначил ей пенсию, разрешил именоваться Александровым и обращаться лично к нему с просьбами.

Побывав в отпуске у отца в Сарапуле, в 1811 г. Дурова вернулась в армию, на этот раз её служба проходила в Литовском уланском полку, вместе с которым она принимала участие в Отечественной войне 1812 г. Сражалась под Смоленском, при Колоцком монастыре.

Во время Бородинского сражения Надежда Андреевна состояла ординарцем при генерале Коновницыне П.П., получила контузию левой ноги. Нога сильно распухла и почернела, после нескольких дней отпуска, хотя боль и лихорадка не отпускали, Надежда в чине поручика по своей личной просьбе стала одним из ординарцев главнокомандующего.

Но Кутузов М.И., узнав о контузии, отправил её в отпуск для лечения. В армию Надежда вернулась вместе со своим младшим братом Василием Андреевичем только в мае 1813 г. Надежда Дурова принимала участие в сражениях за освобождение Германии, причем отличилась при блокаде крепости Модлина и осаде Гамбурга.

Штабс-ротмистр Александров А.А., георгиевский кавалер, он же Надежда Андреевна Дурова, уступая настоятельным просьбам своего отца, в 1816 г. вышел в отставку, с пожизненной пенсией. Некоторое время Дурова жила в Петербурге, а затем вернулась в Сарапул, но в 1826 г. поселилась у своего младшего брата, получившего назначение в Елабугу городничим. Счастья в семейной жизни не нашла, хотя и родила сына.

Один из памятников Дуровой Н.А. в Елабуге

Один из памятников Дуровой Н.А. в Елабуге

В 1835 г. Надежда Андреевна послала Пушкину А.С. свои записки, отрывок из которых был опубликован в журнале «Современник». Занималась литературным творчеством: писала романы, повести, рассказы и мемуары. Но, именно, «Записки кавалерист-девицы» сделали Надежде Дуровой имя и славу одной из первых писательниц своего времени. Её творчество высоко ценили Пушкин А.С. и Белинский В.Г. Её произведения печатались и вызывали живой интерес у читателей.

Носила Надежда Андреевна мужское платье: сюртук, серые с лампасами брюки, заправленные в сапоги, курила, все письма подписывала фамилией Александров и страшно сердилась, когда к ней обращались, как к женщине. Даже сын должен был называть её Александровым.

Но постепенно интерес у публики к кавалерист-девице ослабел. В столице она стала появляться редко, а последние годы жизни Надежда Андреевна провела в Елабуге и совсем перестала писать, даже не вела дневников. Жила скромно и уединённо на небольшую пенсию. Но в её квартире всегда было особое помещение для бездомных и больных кошек и собак.

Скончалась Дурова на 84-м году жизни 21 марта (2 апреля) 1866 г., похоронена на Троицком кладбище Елабуги, там был установлен в октябре 1901 г. ей памятник. При погребении ей были отданы воинские почести, а на подушке несли Георгиевский крест.

При отпевании она завещала произносить имя Александр Андреевич Александров, имя которого она сама добилась для себя и под которым прожила всю жизнь. Однако священник не решился нарушать церковные правила и отпевал ее по имени, данному при крещении.

Надо отметить, что Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой — главной героини пьесы А. Гладкова «Давным-давно». По этой пьесе известный советский режиссер Э. Рязанов снял фильм «Гусарская баллада», где роль главной героини блестяще исполнила актриса Л. Голубкина. Про другую женщину, погибшую в сражении в эпоху наполеоновских войн можно прочитать здесь.