Главной темой романа Толстого Л.Н. «Война и мир» является изображение подвига рус­ского народа в Отечественной войне 1812 года. Писатель говорит в своем произведении и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих ко­рыстных интересах.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 годов, где Россия, являясь союзницей Австрии и Пруссии, потерпела поражение.

Итак, идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. «В этот же день в части стало известно о том, что генерал Мак и вся австрийская армия сдались в плен. Денисов и остальные обрадовались тому, что пришло время «выступать в поход». Вскоре русская армия вступила в бои».

Однако над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Ку­тузов послал Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Князю Багратиону пред­стояло быстро совершить трудный переход и задержать почти в десять раз большую по численности фран­цузскую армию до прихода войск Кутузова.

Отряду Багратиона нужно было совершить действительно великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как, впрочем, и всегда, дер­зок и бесстрашен был Федор Долохов.

Храбрость Долохова проявляется о бою, где «он в упор убил одного француза», «первый взял за воротник сдавшегося офицера». Долохов, разжалованный в солдаты, умен, хладнокровен и безразличен к смерти, но его цель – выслужиться и восстановиться в офицерском звании.

Поэтому после боя он идет к полковому командиру и докладывает о своих «тро­феях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязывает платок, дергает его и показывает запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». Везде, всегда он помнит, преж­де всего, о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным при­казом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за не преданного приказа францу­зы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы.

Но русская армия состояла не только из таких офицеров. Наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга.

В главах, рису­ющих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Капитан Тушин «небольшой, сутуловатый человек». В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». У него «большие, умные и добрые глаза». Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит бо­сой, сняв сапоги.

Артиллерийский офицер Тушин с «большими, умными и добрыми глазами смотрит он на сошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, — и смущается, чувствуя, что шутка не удалась». Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном.

Но именно этот смешной человек и был героем дня. Его «батарея… не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капита­на Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения — Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все, казалось, потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на русских, вдруг побежа­ли назад, а в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и со­брать батальоны.

Мужество многолико. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Рисуя образы Тушина и Тимохина, Тол­стой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский ге­роизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигры­вать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем дальше про­двигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мароде­ров, Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делают армию непобедимой. К такому выводу приходит Толстой в своем бессмерт­ном романе-эпопее «Война и мир».