Роман «Война и мир» был задуман как произведение о декабристе, воз­вратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На со­здание романа-эпопеи повлияли события того времени (шестидесятые годы XIX в.) — поражение России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этичес­кими нормами.

Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, явля­ется антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопостав­лены в романе и две войны (1805-1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопо­ставление начинается уже с самого названия романа — «Война и мир».

Это заглавие отражает глубокий философский смысл произведения. Слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состоя­ния, противоположного войне. В романе это слово имеет массу значений, ос­вещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы раз­личных слоев общества.

Точно так же, как слово «война» означает не одни во­енные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни разделенных социальными и нравственными барьерами, по­нятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных зна­чениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Росто­ву быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или дома. Но мир — это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».

Мир — это брат­ство людей, не зависящее от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, а потому и ра­достное, проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение. отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверж­дение «своего эгоистического я», несущее другим разрушение, горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской ар­мии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь «столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубаш­ки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Сеченовского«. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Николаю Ростову, когда он видит «комнатное лицо» врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.

Рассказать правду о войне, заключает Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что он первым открыл героику войны, пред­ставив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех ду­шевных сил человека.

И неизбежно получилось так, что носителями под­линного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Ту­шин или Тимохин, забытые историей, «грешница» Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само словосочетание «война и мир» уже употреблялось в русской ли­тературе, в частности, в трагедии Пушкина А.С. «Борис Годунов»:

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей
Угодников святые чудеса.

Толстой, так же как и Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную философскую категорию.