Павел Степанович Нахимов знаменитый – российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны. Морская служба была для Нахимова главным смыслом его жизни. По отзывам современников, Нахимов был фанатиком морской службы, которая занимала всё его время, являлся примером бескорыстия, честности, преданности морскому делу.

На службу в мирное время он смотрел только как на подготовку к войне, к моменту, когда человек должен полностью проявить все свои силы, умения, всю свою выдержку, использовать все свои знания. И его жизнь была как бой, как борьба за справедливость, за мир и благополучие России, во славу Отечества!

Нахимов просто не мог понять, что у морского офицера может быть еще какой-нибудь интерес, кроме службы, ведь он сам прожил только ради дела, даже не нашёл времени жениться, создать семью. Флот заменял ему и семью, и дом, он отдавал ему всего себя без остатка. Он считал, что матросы и офицеры должны постоянно работать над собой, постоянно совершенствоваться – праздность на судне не допустима. Надо идти вперед всегда, чтобы не сломаться в будущем. Служба у Нахимова была трудной: учебные тревоги и занятия шли беспрерывной чередой, а когда выходили в море, то в порты заходили редко.

Родился будущий адмирал 5 июля 1802 в с. Городок (сейчас с. Нахимовское) Вяземского уезда Смоленской губернии в небогатой и многодетной дворянской семье. Кроме Павла у родителей было еще 10 детей, но выжили лишь 5 сыновей. Всех их определили в Морской кадетский корпус. Отец его был офицером и еще при Екатерине вышел в отставку со скромным чином секунд-майора.

Павла Нахимова, как это было принято в то время в дворянских семьях, ещё в детском возрасте зачислили в Морской кадетский корпус. Где он учился весьма прилежно и добился блестящих результатов. В пятнадцать лет получил чин мичмана и назначение на бриг «Феникс», отправлявшийся в плавание по Балтийскому морю. В числе лучших гардемаринов в 1817 г. на бриге «Феникс» Павел Нахимов совершил плавание к берегам Дании и Швеции.

Адмирал Нахимов П.С.

Зимой 1818 г. Нахимов окончил обучение в Корпусе шестым в списке выпускников. Получив чин мичмана, был направлен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта. С 1821 г. служил в 23-м флотском экипаже Балтийского флота, проявляя к службе большое усердие и рвение.

В1822-1825 гг. П. Нахимов в чине лейтенанта участвовал в труднейшем кругосветном плавание на фрегате «Крейсер» под командованием капитана Лазарева М.П., за что был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В этом походе Нахимов стал одним из любимых учеников и верным последователем Лазарева, в будущем прославленного русского адмирала.

В 1827 г. на корабле «Азов» под командованием капитана 1-го ранга Лазарева Нахимов и ещё два молодых моряка: мичман Корнилов В.А., гардемарин Истомин В.И. участвовали в Наваринском морском сражении против турецкого флота. Всем им выпала в будущем честь войти в анналы воинской славы России и геройски погибнуть, защищая Отечество от врага.

В Наваринском бою 8 октября «Азов» сражался с пятью турецкими кораблями и уничтожил их: потопил два больших фрегата и корвет, сжёг флагманский корабль, а линейный 80-пушечный корабль вынудил выброситься на мель, поджёг и взорвал его. В этом бою, отважно сражаясь, Нахимов П.С. получил боевое крещение, был ранен. На палубах «Азова» погибло 27 моряков, а сам корабль получил 153 пробоины.

Лазарев М.П. был произведён в контр-адмиралы и награждён несколькими орденами. Нахимов в декабре 1827 г. получил орден Св. Георгия 4-й степени и чин капитан-лейтенанта, а в августе 1828 г. был назначен командиром трофейного турецкого корвета, переименованного в «Наварин». В Русско-турецкую войну 1828-1829 гг. принимал участие в блокаде русским флотом пролива Дарданеллы.

В 1832 г. Павел Степанович стал командиром фрегата «Паллада», а в 1836 г. – командиром «Силистрии» и был произведен в капитаны 1-го ранга. «Силистрия» плавала в Черном море под флагом Нахимова более девять лет. За это время корабль Нахимова участвовал в трудных и сложных походах, героически и ответственно выполнял поручения командования. В апреле 1842 г. за усердную службу Нахимов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

В сентябре 1845 г. Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и его учитель, адмирал Лазарев, назначил его командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. За успехи в боевой подготовке экипажей Нахимов был удостоен ордена Св. Анна 1-й степени. Его моральное влияние на весь Черноморский флот было в эти годы так огромно, что могло сравниться лишь с влиянием самого Лазарева М.П. – наставника и ближайшего друга Павла Степановича. В 1852 г. Нахимов был произведен в вице-адмиралы.

Осенью 1853 г. Россия вступила в войну с Турцией, союзниками которой скоро стали Франция и Англия. Русскому командованию стало известно, что корабли под командованием Осман-паши вышли из Стамбула, чтобы высадить десант в районе Сухум-кале (Сухуми). Русская эскадра под командованием Нахимова П.С. обнаружила турецкий флот, укрывшийся в акватории порта Синоп, и заблокировала бухту. Синопское сражение явилось последним в мировой истории крупным сражением парусных флотов.

По разработанному Нахимовым плану его корабли должны были ворваться в бухту двумя колоннами и там уничтожить неприятеля. План удался полностью: 1 декабря 1853 г. за 4 часа сражения турецкая эскадра перестала существовать, а Осман-паша сдался в плен. Потери турок составили около 4 тысяч человек, а русские моряки потеряли всего 38 человек убитыми и 243 ранеными. За Синопское сражение Нахимов был награжден орденом Св. Георгия 2-й степени.

Но победа русского флота при Синопе ускорила вступление в войну Англии и Франции. 2 сентября 1854 г. мощный англо-французский десант в 60 тысяч человек высадился в Евпатории и двинулся на Севастополь, намереваясь захватить его с суши. Однако битва за Севастополь оказалась столь долгой и кровопролитной, что англо-французские стратеги этого представить даже не могли. Осада крепости длилась 349 дней и вошла в отечественную военную историю как одна из самых её героических страниц. Обороной Севастополя руководили три вице-адмирала «лазаревской школы»: Корнилов В.А., Нахимов П.С. и Истомин В.И.

Адмирал Нахимов стал душой севастопольской обороны. Каждый день, в любую погоду, с утра до позднего вечера он был на переднем крае: отдавал необходимые распоряжения, осматривал позиции, разговаривал с матросами и офицерами. Артиллерийские обстрелы и атаки следовали друг за другом. Но защитники стойко держались. Павел Степанович постоянно находился в самых опасных местах оборонительного рубежа, подавая личный пример защитникам города.

После гибели верховного руководителя севастопольской обороны вице-адмирала  Корнилова В.А., командиром порта и военным губернатором Севастополя был назначен Нахимов П.С., принявший на себя управление обороной города. 7 марта 1855 г. был убит вице-адмирал Истомин. 27 марта 1855 г. император Александра II произвёл Нахимова в полные адмиралы. Но чины и награды его мало интересовали. На награждение он отреагировал в свойственной ему манере: «Лучше бы они мне бомб прислали!»

Сотни и тысячи вражеских снарядов обрушивались на город ежедневно, а с мая 1855 г. начались пехотные штурмы, эпицентром борьбы стала передовая линия на подступах к Малахову кургану. Защитники Севастополя не только не сдавались, но даже контратаковали. Нахимов, подбадривая соратников, лично сам ходил в штыковые атаки. В конце мая он едва не попал в плен и был контужен.

Адмирал Нахимов на Малаховом кургане

Опыта сухопутных операций Нахимову не хватало. Противодействие неприятелю он, по укоренившейся флотской привычке, сводил к артиллерийской дуэли. С другой стороны, его тактика не раз срывала штурмы города и позволяла сохранять личный состав. По мнению многих офицеров, гарнизон Севастополя продержался под шквальными обстрелами так долго только благодаря личному примеру Нахимова. Канониры союзников не выдерживали артиллерийской дуэли и отводили свои корабли и батареи, неся потери вдесятеро меньшие, чем несли осажденные. Таким образом, Нахимов провоцировал их на лобовые атаки, приводившие к еще большим потерям.

Всем окружающим Нахимов говорил, что верит в скорое деблокирование Севастополя, но, судя по его письмам, на самом деле думал иначе. Он понимал, что ни стойкость гарнизона, ни неудачи союзников не смогут отвести беду, русская армия практически бездействовала, а в Севастополе заканчивались боеприпасы… Часть кораблей эскадры Нахимова лежали на дне, заблокировав англичанам вход в гавань, а многие матросы и офицеры эскадры нашли смерть на фортах и бастионах. Готовился погибнуть вместе со всеми и адмирал Нахимов. Единственное, чего он боялся, – это увидеть сдачу города противнику.

Нахимов продолжал появляться на передовых позициях под сильнейшим огнем, поднимая тем самым боевой дух солдат и офицеров. Не раз его пытались уговорить ходить более безопасными маршрутами и не подставляться под выстрелы. Он лишь отмахивался: «Я – Нахимов, и по трущобам не хожу! Извольте и вы следовать по стенке», – то есть обходить позиции по стенке бастионов, а не за стенками, укрывающими гарнизон от вражеского огня. Не раз матросы насильно снимали Нахимова с лошади и относили в более безопасное место. Но каждый день все повторялось снова и снова.

Издав приказ беречь людей и снаряды, Павел Степанович сам этому приказу подчиниться отказался. Он как будто искал смерти – стал чаще, чем когда-либо, появляться на вышках бастионов, привлекая внимание французских и английских стрелков многочисленной своей свитой и блеском адмиральских эполет.

10 июля 1855 г. Нахимов П.С. был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Героическая смерть адмирала Нахимова вызвала дань уважения у противника: в этот день на судах англо-французской эскадры в знак траура были приспущены флаги на мачтах, перекрещены реи, а по городу не произведено ни одного выстрела…

Умер Павел Степанович 12 июля, так и не придя в сознание. Похоронен герой Севастопольской обороны в адмиральском склепе Морского собора Св. Владимира в Севастополе рядом со своими соратниками: адмиралами Корниловым В.А., Истоминым В.И., и учителем – адмиралом Лазаревым М.П.

Нахимова отличали высокие душевные качества: готовность прийти на помощь ближнему, сострадание, сопереживание чужому горю. Из своего жалования он помогал людям: морякам-инвалидам, вдовам моряков, сиротам. Порой раздавал жалобщикам и просителям все наличные деньги – так велело сердце христианина. Нахимов был набожен: исповедовался, причащался, соблюдал посты, ежедневно молился. Даже в бою не забывал о благочестии.