1 января

«Начался последний год войны. Советские Вооруженные Силы в действующей армии насчитывали 6532 тыс. чело­век, 108 тыс. орудий и минометов, 12900 танков и САУ, 15540 самолетов. Вместе с Красной Армией действо­вали польские, чехословацкие, румынские и болгарские войска, в со­ставе которых насчитывалось 328500 человек, 5200 орудий и 200 тан­ков. Немецкое командование имело на советско-германском фронте 3100 тыс. человек, 28500 орудий и минометов, 3950 танков и штурмовых орудий, 1960 боевых самолетов, а также некоторые резер­вы, которые в последующем были использованы против Красной Армии. Общее соотношение было в пользу Красной Армии: по числу людей — более чем в 2 раза, по орудиям и минометам — почти в 4 раза, танкам и самоходно-артиллерийским установкам — более чем в 3 раза, боевым самолетам — почти в 8 раз». (Великая Отечественная война Советского Союза  1941-1945. Краткая история, с. 453-454).

В то время, как главные силы Красной Армии были сосредо­точены на центральном, варшавско-берлинском, направлении, немецкое командование почти половину своих ударных танковых сил держало на юге. Там зимой 1945 г. гитлеровцы ожидали нанесения советскими вой­сками главного удара.

В газете «Правда» опубликовано   сообщение, что   промышленность Свердловска в 1944 г. выпустила продукции сверх плана на сумму 506300 тыс. руб. По сравнению с 1943 г. производительность труда в среднем возросла на 23,2 %.

2 января

Войска 2 и 3-го Украинских фронтов отражали попытки немец­ко-венгерских войск освободить окруженную в районе Будапешта группировку.

В газете «Правда» опубликовано сообщение, что промышленные предприятия Ор­ловской области, восстановленные   после   освобождения,   выполнили план 1944 г. по выпуску продукции на 108% .

3 января

Войска 3-го Украинского фронта юго-восточнее Комарно отра­жали ожесточенные атаки крупных сил пехоты и танков  противника, стремившегося пробиться к своей окруженной в Будапеште группиров­ке. Ценой больших потерь в живой силе и технике противнику удалось занять несколько населенных пунктов на южном берегу Дуная.

4 января

Войска 4-й гвардейской армии под командованием  генерала  армии Захарова Г.Ф. совместно с 18-м танковым корпусом 3-го Украинского фронта продолжали отбивать многочисленные атаки врага, стремивше­гося прорваться к окруженной будапештской группировке.

На Балтийском море, в районе Кольберга, подорвался на со­ветских минах и затонул немецкий транспорт  «Лютьехорн».

В газете «Правда» опубликовано сообщение о том, что на Урале в Свердловской области танковые заводы в 1944 г. произвели боевых  машин сверх плана на 300 млн. руб. Производство пушек увеличилось по огневой мощи в полтора раза. Авиазаводы перевыполнили годовой план и по­высили производительность труда на 24%, производство патронов за это время возросло больше чем на 40%.

5 января

Войска 3-го Украинского фронта отражали контрудар против­ника юго-восточнее Комарно на рубеже Эстергом, Банхида.

6 января

В газете «Правда» опубликовано сообщение, что Президиум ВС СССР принял решение признать Временное национальное правитель­ство Польской республики и обменяться послами. Согласно решению Крайовой Рады  Польский Комитет Национального Осво­бождения был преобразован во Временное национальное правитель­ство Польской республики, которое 4 января 1945 г. предложило Со­ветскому правительству установить дипломатические отношения и обменяться послами.

Премьер-министр  Великобритании обратился  к правительству СССР с просьбой ускорить наступление советских войск, с тем чтобы облегчить положение англо-американских войск, подвергшихся силь­ным ударам немецко-фашистских войск в Арденнах.

Войска 6-й гвардейской танковой и 7-й гвардейской армий 2-го Украинского фронта прорвали вражескую оборону на р. Грон и раз­вили наступление вдоль левого берега Дуная на Комарно.

Войска 3-го Украинского фронта завершили бои по отражению первого контрудара немецко-фашистских войск, пытавшихся деблоки­ровать окруженную в Будапеште группировку.

7 января

Советское   правительство  направило   ответ   премьер-министру Великобритании на его послание с просьбой начать крупное наступле­ние советских войск. В ответе сообщалось о том, что Ставка ВГК, учитывая   положение   союзников   на   Западном фронте, решила усиленным темпом  закончить подготовку и,   не счи­таясь с погодой, открыть широкие наступательные   действия против немецко-фашистских войск по всему центральному фронту не позже второй половины января.

Северо-западнее и западнее  Будапешта  войска  2-го  Украин­ского фронта начали боевые действия  по отражению  второго контрудара крупных сил немецкой пехоты и танков. После упорных боев наши войска оставили г. Эстергом. На левом берегу Дуная, севернее Эстертома, войска фронта сломили сопротивление противника и отбро­сили его более чем на 20 км.
Войска 6-й гвардейской танковой армии 2-го Украинского фронта, успешно наступая, завязали бои на восточной окраине г. Комарно.

Войска 3-го Украинского фронта продолжали отражать второй контрудар сильной танковой группировки противника, который он на­носил из района северо-западнее Секешфехервара в направлении на Замой.

Немецкий контрудар из района юго-восточнее Комарно

По материалам «Освобождение Юго-Восточной и Центральной Европы войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов 1944-1945», изд. «Наука», М., 1970 г.
В последних числах декабря немецкое командование перебросило из Польши в Венгрию в район Комарно соединения 4-го танкового корпуса CC. Началась подготовка противника к деблокированию своей, окруженной в Будапеште группировки. К сожалению наша фронтовая разведка не сумела точно определить участок, где немцы предполагали нанести контрудар. Перед проведением операции противнику удалось добиться превосходства над советскими войсками в живой силе, а также почти в 2,5 раза в численности танков и САУ.

Замысел немцев заключался в том, чтобы контрударом из района юго-восточнее Комарно в общем направлении на Бичке — Будапешт разгромить правофланговые соединения 4-й гвардейской армии и прорваться к своей окруженной группировке. В немецкую ударную группу входил 4-й танковый корпус СС в составе пяти танковых и трех пехотных дивизий. Действия ударной группы поддерживали с воздуха около 800 немецких самолетов. Немецкое командование планировало осуществить глубокий прорыв обороны советских войск. Одновременно противник намеревался высадить на южный берег Дуная в районе Шютте десант — одну пехотную дивизию — для действий вдоль реки на Эстергом.

Войскам, окруженным в Будапеште, немецкое командование поставило задачу — предпринять попытку прорваться навстречу деблокирующей группе.

В ночь под Новый год из района Эшкю немцы атаковали подразделения 21-го гвардейского стрелкового корпуса генерала Фоменко П.И., действовавшего на левом фланге 4-й гвардейской армии. Атаки продолжались всю ночь. Противник активизировал действия и на других второстепенных направлениях, в сущности перед всем фронтом обороны 4-й гвардейской армии. Однако поздно вечером 1 января немцы после короткой, но мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление на главном направлении — из района юго-восточнее Комарно. Ожесточенные бои развернулись в полосе обороны 80-й гвардейской стрелковой дивизии. Начавшийся сильный снегопад очень затруднял ведение боев.

В середине дня 2 января противник наносил контрудары в направлении Бичке-Будапешт. В то же время он форсировал Дунай в районе Шютте и выбил наши части из Ньергешуйфалу, Писки и Шютте.

Командующий 3-м Украинским фронтом Толбухин Ф.И. приказал в 16-20 км от переднего края обороны армии создать новый оборонительный рубеж, на который форсированным маршем выдвинулись артиллерийские и стрелковые соединения. Перед ними ставилась задача — сдержать натиск врага, чтобы выиграть время, необходимое для подготовки и нанесения решительного контрудара. Утром 3 января немцы ввели в сражение свыше 300 танков и штурмовых орудий, вклинившись на глубину до 15 км в нашу оборону. Однако во второй половине, натолкнувшись на новый оборонительный рубеж, ослабили свои атаки.
За три дня наступления противник продвинулся в юго-восточном направлении на 30 км и находился на подступах к Бичке.